Современный мир меняется каждый день и технологии развиваются так быстро, что, порой трудно угнаться. Интернет стал общедоступен всего 20 лет назад, а сегодня мы уже не представляем свою жизнь без смартфона. Стремительное развитие технологии влияет на все аспекты жизни (бизнес, продажи, рекламу, логистику и пр.). Традиционный маркетинг постепенно уходит в прошлое, и на его место приходят электронные торговые площадки и прайс-агрегаторы, которые называются маркетплейсами.
Торговая площадка (маркетплейс) — это рынок, где покупатель может сравнивать и покупать товары у нескольких продавцов одновременно. Рынок выступает в качестве посредника между потребителем и продавцом, предлагающим свои товары или услуги. На таком рынке обычно продается не только один вид товара, например, только бытовая техника. Сотрудничая с ритейлером, компании получают доступ к аудитории рынка, маркетинговую поддержку и частично инфраструктуру.
Когда появились первые торговые площадки?
Идея рынка получила новый виток развития в 2000 году после публикации книги Криса Андерсона «Длинный хвост»: почему будущее бизнеса — это продажа меньшего из большего. Книга подтвердила, что ключом к увеличению продаж является, прежде всего, широкий ассортимент продукции. Это означает, что чем больше товаров из разных категорий предлагает магазин, тем больше вероятность того, что покупатель что-то купит. В чем секрет популярности торговых площадок? Популярность торговых площадок легко объяснить: они вмещают бесчисленное количество товаров, предлагают удобные условия покупки, обеспечивают необходимые гарантии и высокое качество продукции. Все это очень привлекательно для покупателя: ему больше не нужно просматривать десятки сайтов или ехать в торговый центр, он может купить все необходимое на одной электронной площадке.
Что отличает Marketplace от других онлайн-площадок для продажи товаров и услуг?
Ведутся очень жаркие дискуссии о специфике работы того или иного рынка, о том, можно ли считать его рынком или нет. Хотелось бы отметить некоторые важные моменты, которые должны присутствовать в рыночных пространствах. Во-первых, наличие действующей организации для рынка, а во-вторых, хорошо организованные процессы привлечения новых торговцев (поставщиков) и представления их продукции общественности. Также важно создать модель взаиморасчетов с торговцами и процессов обслуживания клиентов. Вопрос распределения ответственности между оператором и поставщиками является одним из самых важных в этой бизнес-модели. Для того чтобы организовать работу своего маркетплейса на высоком качественном уровне, оператор должен выстроить единую политику сотрудничества с торговцами, взять на себя ответственность за качество и обеспечить эффективную обработку заказов и логистику.
Какие компании могут стать рынком сбыта?
Модель рынка важна для многих отраслей, поскольку это простой способ расширить ассортимент предлагаемой продукции без увеличения затрат. Мировая практика показывает, что большинство компаний, которые становятся маркетплейсами, — это игроки электронной коммерции, крупные ритейлеры, почтовые и логистические операторы, финансовые организации и IT-компании. У каждой области свои цели и ожидания при переходе на эту модель. Некоторые исчерпали имеющиеся ресурсы, но хотят обеспечить дальнейший рост своего бизнеса. Некоторые искренне переживают проблемы и понимают, что рынок — единственный путь к стабильности. Кто-то просто решил расширить каналы взаимодействия со своей аудиторией. Любая компания, обладающая необходимыми ресурсами: торговыми точками, логистическими возможностями, большой клиентской базой и т.д., может рассмотреть возможность выхода на рынок. В целом, можно сказать, что у этой модели есть будущее.
На чем зарабатывают торговые площадки?
Конечно, очевидным источником дохода для торговой площадки является комиссия с каждого заказа. Но это не всегда единственный источник дохода. Почтовые компании также заинтересованы в создании рыночных площадок. И неудивительно, ведь у них есть ряд конкурентных преимуществ: наличие развитой логистической и платежной инфраструктуры и отработанные системы работы в почтовых отделениях. Например, в настоящее время готовится проект по запуску рынка для компании Austria Post.
Каковы преимущества рыночной модели для всех участников?
В этой бизнес-модели есть три заинтересованные стороны: покупатель, внешние поставщики товаров и услуг (торговцы) и операционная компания, внедрившая торговую площадку. Что касается разработки программного обеспечения, то для создания подобного приложения имеет смысл обратиться к специалистам, имеющим опыт разработки подобных систем для различных операционных систем, веб-сайтов и мобильных версий, например сюда https://agilie.com/en/services/web-and-mobile-marketplace-development. Выгода для потребителя очевидна: на одной странице он может быстро и удобно получить конкретное предложение на прозрачных и зачастую единых для всего ассортимента условиях. Вся корзина необходимых покупателю товаров собрана на одной странице, и все возникающие проблемы решаются по принципу «единого окна» (без необходимости напрямую связываться с каждым поставщиком). Преимущество интеграции с торговой площадкой для поставщиков заключается в том, что они получают доступ к широкому кругу клиентов. Такой рынок помогает различным участникам рынка создавать новый бизнес или оставаться на плаву. Маркетплейсы, по статистике, посещаются чаще, чем сайты нишевых игроков. Важно и то, что продавцы могут участвовать в потребительских исследованиях, проводимых владельцем сайта, и таким образом лучше понять портрет своих клиентов и оценить их покупательскую способность.
Как упоминалось ранее, компании, самостоятельно реализующие модель рыночной площадки, могут зарабатывать, получая комиссионные с каждой сделки, а также продавая собственные товары или реализуя собственные услуги, как в случае с логистическими компаниями. Более того, внедрение такой модели позволяет компаниям либо перерабатывать свой основной бизнес, либо развивать его по-новому, новые точки роста. Кроме того, существует широкий спектр коммерческих услуг, которые могут принести дополнительную прибыль, например, предоставление премиальных услуг для торговцев — целевые рассылки, размещение рекламных акций, появление в результатах поиска и многое другое.