Задержка речевого развития у ребенка может проявляться различными признаками, и важно обращать внимание на их наличие в определенные возрастные периоды. Вот некоторые ключевые моменты, которые могут указывать на задержку речевого развития:
1. Возрастные нормы
• 0-6 месяцев: Ребенок издает звуки, реагирует на звуки окружающего мира, начинает лепетать.
• 6-12 месяцев: Появляются первые слоги, такие как «ма», «ба». Ребенок начинает копировать звуки.
• 12-18 месяцев: Ребенок должен произносить 1-3 слова и понимать простые команды.
• 18-24 месяца: Ребенок должен использовать 10-20 слов и начинать комбинировать их в простые фразы.
• 2-3 года: Ребенок должен говорить предложениями из 2-3 слов и понимать простые вопросы.
• 3-4 года: Ребенок должен использовать более сложные предложения и иметь словарный запас около 200-1000 слов.
2. Признаки задержки речевого развития
• Отсутствие лепета в возрасте 6 месяцев.
• Не произносит первые слова к 12 месяцам.
• Не использует простые фразы к 2 годам.
• Ограниченный словарный запас для своего возраста (например, меньше 50 слов к 2 годам).
• Трудности с пониманием простых инструкций (например, «принеси мяч»).
• Невозможность выразить свои мысли или желания словами.
• Частое использование жестов вместо слов (например, указывает на предметы вместо того, чтобы называть их).
• Проблемы с произношением или артикуляцией, которые мешают пониманию речи.
3. Дополнительные аспекты
• Обратите внимание на социальные навыки: ребенок может избегать общения со сверстниками или не проявлять интерес к играм, связанным с речью.
• Проверьте, как ребенок реагирует на звуки и речь взрослых: если он не обращает внимания или не реагирует на свое имя, это может быть поводом для беспокойства.
▎4. Что делать?
Если вы заметили несколько из этих признаков, рекомендуется обратиться к специалисту — логопеду или детскому неврологу. Они смогут провести диагностику и при необходимости предложить подходящие методы коррекции.
Ранняя диагностика и вмешательство могут существенно помочь ребенку в развитии речи и коммуникационных навыков.