Для того чтобы передать крутящий момент от двигателя к колесам, в автомобиле задействован определенный ряд механизмов и деталей (зубчатых передач, валов, шестерней), регулируя работу которых можно изменять направление и скорость движения транспортного средства. Совокупность таких технических приспособлений называется трансмиссией.
Устройство
Будучи одной из важных составных частей машины, трансмиссионный аппарат определяет ее ездовые характеристики и тем самым требует внимательного отношения со своевременным выполнением диагностики и технического обслуживания.
Ключевыми элементами трансмиссии являются:
- сцепление — сообщает тягловую силу непосредственно от мотора остальной части трансмиссионной системы и служит для их временного разъединения;
- коробка переключения передач (КПП) — изменяет характеристики вращения, полученного от двигателя;
- главная передача — подает крутящий момент на колеса;
- шарнир равных угловых скоростей (ШРУС, граната) — обеспечивает правильное вращательное движение при повороте колес.
Особенности работ
Основной принцип работы трансмиссии заключается в адекватном и оптимальном распределении вращательного момента, что позволяет рационально использовать мощности двигателя и функционал ходовой части.
Типичной характеристикой для трансмиссионной составляющей автомобиля является устройство КПП. Ступенчатые КПП — наиболее распространенный тип таких механизмов. В них преобразование вращения осуществляется за счет сцепления шестерней. При выборе определенной пары шестерней изменяется соотношение частоты оборотов коленчатого вала двигателя и колес, подходящее для конкретных условий езды.
Простейшим видом коробки скоростей является механическая КПП. При этом водитель должен полностью контролировать изменение скоростного режима, переключая скорости и при необходимости задействуя сцепление. В автоматической КПП выбор оптимального передаточного отношения идет без участия водителя. Переключение передаточного механизма под конкретные ездовые условия осуществляется благодаря принципиально иному механизму взаимодействия шестерней и наличию гидродинамического трансформатора. Такое устройство АКПП позволило убрать из салона педаль сцепления, которое стало регулироваться в автоматическом режиме.
От коробки скоростей вращательная сила переходит на главную передачу, где посредством дифференциала окончательно преобразуется в движение колес. Также в зависимости от модификации автомашины, ее трансмиссия может включать в себя карданный вал, который соединяет валы, расположенные под разными углами, а также раздаточную коробку, распределяющую вращение между осями на полноприводных системах.